Разные преимущества

Мы с женой сейчас смотрим фильмы в Интернете, и при выборе очередного фильма для просмотра обращаем большое внимание на рейтинг фильма по мнению зрителей и кинокритиков – чем рейтинг его выше, тем больше шансов у него быть нами просмотренным. Рейтинги вообще у людей очень популярны: на ипподромах, конкурсах всяких. Есть даже рейтинговые агентства, которые именно рейтингом и занимаются.

В начале 3-й главы Послания к римлянам апостол Павел оценивал рейтинг иудеев и язычников, что, в применении к нашим дням, примерно соответствует рейтингу людей, к верующим близких, и людей, от них далеких. По вопросу, имеют ли преимущество те, кто близок к верующим, апостол Павел высказался однозначно и сказал, что они имеют «великое преимущество». Чуть позже он опять обращается к вопросу преимущества: «Итак, что же? Имеем ли мы преимущество?» (Рим. 3:9) И на этот раз отвечает на данный вопрос совершенно противоположным образом, чем прежде: «Нисколько» (Рим. 3:9).

В чем же здесь дело? Почему такие разные ответы: «великое преимущество» и «нисколько»?

Дело в том, что речь в этих двух случаях идет несколько о разном преимуществе. Иудеи (близкие к верующим, в нашем случае) имеют преимущество знать наверняка, что никаких преимуществ в глазах Божьих ни у кого нет. Павел ссылается на сказанное во 2-й главе словами: «Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим. 3:9).

Приведем лишь одну цитату из этой 2-й главы: «Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим. 2:11, 12).

А дальше Павел цитирует уже не свое Послание к римлянам, а Ветхий Завет: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их»(Рим. 3:10-18).

Ну, обобщения обобщениями, а начинаются все обобщения с одного человека: с меня. И, если быть по-настоящему честным, то нужно признать, что в этом обобщении под словом «все» описан я: с пути совратившийся, негодный, обманывающий, не знающий пути мира, не имеющий страха Божьего. Разве что только кровь не проливаю и не рушу ничего, Но, если учесть слова Христа:«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…»(Мф. 5:22) то и это, получается, про меня.

И какие же здесь могут быть преимущества? Близость к тем, кому «вверено слово Божие»(Рим. 3:2),лишь поможет узнать, что это ты и что ты «неизвинителен», что у тебя в глазах Божьих шансов нет.

Людям это признать трудно. Им кажется, что они лучше, чем те, кто не они. Они или говорят, или думают, как доктор Кокс: «Вы знаете как я не люблю хвастаться, но я ну просто круче всех!» (сериал «Клиника»).

В чем-то кто-то может быть действительно круче всех, но, во-первых, это Бог не принимает во внимание в смысле рейтинга праведности, а во-вторых, хвастаться своими достоинствами (даже если они и правда есть, а не тебе одному известны) – это уже великий грех и человек попадает в число «совратившихся с пути».

Так что преимущество тех, кто близок к людям, которым «вверено слово Божие», состоит в том, что они могут убедиться в отсутствии у них преимуществ в глазах Божьих, убедиться, что рейтинг их с точки зрения Бога ужасно низок.

И с этим нужно что-то делать. Что именно, Павел говорит дальше, в следующих главах Послания к римлянам.