Неправда наша и правда Божья

Когда «высоко сидишь», есть не только то преимущество, что «далеко глядишь». Есть еще и критика со стороны тех, кто сидит ниже. За поступками того, кто сидит высоко, внимательно следят и порой говорят, как сказали Остапу Бендеру: «У меня все ходы записаны». За тем, кто выше, следят внимательно. Все замечают и при случае припомнят.

За Богом (а Он выше всех гроссмейстеров и полицейских) тоже следят очень внимательно. И часто ставят вопрос, справедливо ли поступает Бог. Например, апостол Павел в Послании к римлянам приводит вопрос, который возникал у людей в его время: «Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому [рассуждению])»(Рим. 3:5)

К этому вопросу, в несколько ином изложении, Павел обращается еще раз чуть позже в этом же самом послании: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?»(Рим. 6:1)

И логика этого вопроса понятна: раз в результате нашего неправильного поведения открывается правда Божья, то, может, Богу и не нужно осуждать нашу неправду, может, она является соучастием в проявлении правды Божьей, содействием Богу?

Но Павел на этот вопрос «по человеческому рассуждению» отвечает: «Никак» (Рим. 3:6). Однозначно и категорично отвечает. И слишком не заботится тем, чтобы обосновывать свой ответ. Приводит лишь один аргумент: «Ибо [иначе] как Богу судить мир?» (Рим. 3:6)

Бог очень давно говорил человеку: «…Я… предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Вт. 30:15). И на основании этого выбора Он и будет судить мир, а не на основании того, что вышло из нашей неправды. Черное для Бога есть черное, белое – белое. Даже когда мы «приходим являться пред лице Его» (Ис. 1:12) и «топчем дворы Его», Он видит, что цвет у наших душ не тот, которым мы себя красим, что мы далеко не белые и пушистые. Багряный цвет Он видит, глядя на нас: «…Ваши руки полны крови» (Ис. 1:15).

И «человеческое рассуждение» делает заключение не только о несправедливости Божьей, но и о своем дальнейшем поведении. Ну, не столько заключение, сколько предположение: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим?» (Рим. 3:8)

И апостол опять отвечает на это предположение однозначно: «Праведен суд на таковых» (Рим. 3:8). То есть осуждение тех, кто говорит, что он этому учит, Павел считает справедливым. Он этому совсем не учит. Он учит совершенно другому: «…Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды» (Рим. 6:13).

У Бога есть непоколебимые и однозначные критерии добра и зла. И проезд без талончика или похвальба своими достоинствами находятся по ту же сторону добра и зла, что и убийство или блудодеяние. И не важно, что Бог потом может это обратить в добро – важно, что это зло. А нам сказано (тем же апостолом):«Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фесс. 5:22).

Высчитывать, что и как выйдет в результате нашей неправды, не наше дело. Наше дело – сторониться зла, воздерживаться от греха. А то, что Бог творит из нашей неправды Свою правду, – великий промысел Божий, никоим образом нашу неправду не подстегивающий. И нам явлена «правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:21, 22).

Так что с критикой нашего самого главного Начальника нужно быть поосторожнее. Ходы его записывать и читать уже записанные можно и нужно, но не с той целью, чтобы обвинять Его в несправедливости или говорить, что можно делать зло, чтобы из него вышло добро. Ничего хорошего из этого не выйдет. Бог ответит на такую критику еще однозначнее и категоричнее апостола Павла.