Для чего дан закон

Есть такое умное слово «телеология», которое означает учение о целесообразности всего происходящего. Без умных слов то же самое выразил поэт, когда написал: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» (В. Маяковский. Послушайте!)

Короче, есть среди людей мнение, что все в мире делается не просто так, а с какой-то определенной целью.

Апостол Павел тоже верил, что закон Ветхого Завета был дан не просто так, а это было кому-то нужно. Кому это было нужно, Павел имел полную ясность – Тому, Кто и дал закон. И цель ниспослания закона была Павлу тоже ясна, о чем он ясно и говорит в Послании к римлянам. Неплохо бы и нам тоже разобраться, для чего же был дан Богом людям закон, то есть правила и принципы жизни. Потому что есть большая для нас разница, если эти правила даны для одного и если они даны для другого. Поэтому неплохо бы иметь ясность в том, для чего дан закон. К примеру, по сей день не утихают горячие споры по поводу, скажем, ношения платков или субботы (то есть воскресенья), хотя об этом вроде бы подробно сказано в Послании к евреям.

Итак, это я к тому, что стоит обратиться к словам Павла из 3-й главы Послания к римлянам и усвоить их смысл, чтобы иметь такую же полную ясность, как и Павел, по поводу цели ниспослания закона.

А слова это такие: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:19, 20).

Павел говорит: «…Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть». И во времена Павла, и в наше время люди любили и любят подчеркивать свое выполнение предписанных им правил и принципов.

В древности один человек, войдя в храм, благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11), и говорил о себе: «…Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:12).

Сегодня говорят, может, и другими словами, но то, что говорящий «не таков, как прочие люди»,подчеркивается для всех весьма ясно. И подразумевается: «Делай, как я».

Павел говорит, что делами закона никто перед Богом не оправдается и речь здесь не только о язычниках – «заграждаются ВСЯКИЕ уста, и ВЕСЬ мир становится виновен пред Богом».

Закон, по утверждению апостола, был дан не для похвальбы, и, раз он был дан не для этого, не совсем разумно подчеркивать свое ношение платка или регулярность посещения богослужений. Всякие уста, по мнению Павла, заграждаются. А если уста хвалятся, получается, что игнорируют они это заграждение.

После этого апостол добавляет слова о том, для чего действительно дан закон: «…Ибо законом познается грех» (Рим. 3:20).

Если человек не очень регулярно посещает церковь, это особенно заметно в сравнении с тем, кто в церкви «как гвоздик». Неправильное произношение каких-то слов особенно заметно на фоне того, кто большинство слов произносит как нужно. Похудание одного особенно заметно, когда у другого идет привес.

И закон Богом для того и дан, чтобы мы, в своем нынешнем состоянии, понимали, что мы от исполнения его требований весьма далеки, даже если постимся два раза в неделю и даем десятую часть из всего, что приобретаем. Заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, но особенно важно для нас, что заграждаются наши уста и перед Богом виновны мы. И очень важно, чтобы закон нам служил не основанием для похвальбы, а средством для познания нашей греховности. Потому что она есть у нас, эта греховность, у всех, живущих в мире она есть, и познать ее наличие нужно обязательно. Иначе необъективный взгляд на себя получается. А если на себя неправильно смотришь, на все остальное и на всех остальных будешь смотреть тоже неправильно. И ничего путевого из этого не выйдет.