Первые слова (О молитве «Отче наш». Часть 1)

«Что бы вы ни сказали, вы, вероятно, повторите и слова той молитвы, которой научил нас Господь.
Вы помните, как она начинается? «Отче наш»

(Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство).

В любом письме очень важны первые слова: «Милый дедушка, Константин Макарыч!» или «Я к вам пишу – чего же боле?» Нужно написать правильно, как положено. Например, если по-английски начать письмо «Respected Mr. Jones“ («Уважаемый мистер Джонс»), это будет не как положено, потому что по-английски письма начинаются с «Dear Mr. Jones” («Дорогой мистер Джонс»). А ошибиться на первых словах нехорошо, некрасиво.

И когда Христос сказал ученикам: «Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6:9), Он им говорил правильные слова, как положено обращаться к Богу. «Все обняла собою сия молитва, и в ней все заключилось, что нам нужно», – писал Гоголь (Н.В. Гоголь. Размышления о Божественной Литургии).  И уже самые первые слова молитвы отличались от обычно принятых. А то, что эти слова очень важны, видно хотя бы уже из того, что молитва эта, в 6-й главе Евангелия от Матфея и 11й Евангелия от Луки изложенная, по этим первым словам и называется – молитва «Отче наш», или «Paternoster» (Отче наш, – лат.). И эти первые слова очень отличались от положенного в то время. В Ветхом Завете Бог прославлялся главным образом как Творец неба и земли, Царь и Судья. Подчеркивается Его сила и отличие от людей. Во всех книгах Ветхого Завета лишь пять раз люди обращаются к Богу, как к Отцу. Есть такие умные слова – трансцендентность и имманентность Бога. Они означают как раз вот эту разницу: ветхозаветное понимание Бога как Творца  и Царя (трансцендентность) и новозаветное – как Отца (имманентность).

Но в начале молитвы «Отче наш» объединены и трансцендентность и имманентность. На трансцендентность указывается в уточнении к словам «Отче наш»: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6:9). На имманентность – в семейных словах «Отче наш». Отцы у нас есть и на земле, а здесь речь о Том, Который «на небесах», Который Творец неба и земли, Царь и Судья, Который «от одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию…» (Деян. 17:26).

Но главное в начальных словах молитвы все-таки имманентность, близость Бога, обращение по-семейному к Творцу неба и земли. Правда, с имманентностью бывают и переборы: «Нам нужен, в сущности, не Отец, а небесный дедушка, добродушный старичок, который бы радовался, что «молодежь веселится», и создал мир лишь для того, чтобы нас побаловать» (Клайв Стейплз Льюис. Страдание). Но перегибы на местах не перечеркивают суть семейственности. Отец есть отец. «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него»(Лк. 11:11-13).

И разница между просьбой, обращенной к начальнику ЖЭКа, и просьбой, обращенной к отцу, – огромна. И Христос нас учит обращаться к Богу не как к начальнику (хотя Он самый главный начальник и есть), а по-родственному. Учит не потому, что это – ловкий прием в молитве, а потому, что это так и есть – что Он наш Отец, при том, что остается Творцом неба и Земли, Царем и Судьей. Дети мы, правда, непутевые, но вы же помните, как с одним непутевым сыном добрый отец поступил.

«А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:22-24).

Первые слова важны не только в письме, но и в молитве. Только из письма, если написать «Уважаемый господин Собакин», не видно, уважаете ли вы господина Собакина и считаете ли господином, а не скотиной. А Бог видит, когда мы молимся, считаем ли мы Его Творцом неба и Земли, Царем и Судьей, и Отцом или не считаем. И советует считать.