Молодой человек уезжал во Францию и, прощаясь с сестрой, учил ее жизни.
«Страшись, — говорит, — страшись, сестра,
И хоронись в тылу своих желаний,
Вдали от стрел и пагубы страстей…
Будь осторожна; робость — лучший друг;
Враг есть и там, где никого вокруг».
Знакомые речи. Часто такое мы слышим с кафедры.
Вот и сестра тоже что-то такое вспомнила. В церковь-то, наверное, хаживала, в христианской стране все-таки жила. И молвит она братцу:
«Я сохраню как сторожа души
Урок твой добрый. Только, милый брат,
Не будь как грешный пастырь, что другим
Указывает к небу путь тернистый,
А сам, беспечный и пустой гуляка,
Идет цветущею тропой утех,
Забыв свои советы».
Дар проповеди у брата пропадает мигом:
«О, не бойся.
Но я замешкался; вот и отец».
Как звали брата и сестру, вы, наверно, знаете (а не знаете, Гугл с Яндексом под рукой).
Но, как бы их ни звали, кто бы это ни сказал, коллизия (т. е. столкновение) знакомая. Пастыри, которые другим «указывают к небу путь тернистый», а себе подбирают «цветущую тропу утех», были, есть и будут.
Христос говорит, что такие пастыри сели на Моисеевом седалище. Сели всерьез и надолго. Их оттуда не сковырнуть никакой Реформацией. Сей род не изгоняется никакой молитвою и никаким постом.
Как говорил Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться» (Еккл. 1:9).
Так что же все-таки было? Давайте посмотрим, как формулирует часть проблемы Христос:
«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:1-4).
Связывают.
Возлагают.
Не хотят и двинуть: «Это ваши проблемы!» Или, на нашем жаргоне: «У тебя духовные проблемы, сестра!» Наше дело вас пужать, а выпутываться из связанных нами бремен и кряхтеть под ними — это ваши проблемы.
В чем же дело? Почему так поступают те, кто должен поступать совсем наоборот?
По-русски Офелия говорит: «Не будь как грешный пастырь». По-английски она дословно, в лингвистическо-теологическом понимании слова ungracious, говорит: «Не делай так, как делают некоторые БЕЗБЛАГОДАТНЫЕ пасторы» (“Do not, assomeUNGRACIOUS pastorsdo”).
Причина в том, что нет у этих пасторов благодати. Или не было никогда (не родились свыше), или была, да в седалище ушла.
Дело не в том, что они плохие — «Где-то есть хорошие пастыри, а вот нам попались плохие». Как раз хороших нужно бояться как огня. Как раз о «хороших», о лучших представителях современности — книжниках и фарисеях, Христос и говорит.
Самый хороший пастор без благодати не пример для подражания.
Самый плохой с благодатью — пример.
Что же делать?
Не поступайте,
Не будьте.
Не живите без благодати, без веры, без покаяния.
Не берите пример с Лаэрта и некоторых товарищей.
Берите пример с Христа и Симона Киринеянина — не возлагайте бремена на чужие плечи, а свои подставляйте.
«Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32).
«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23:26).
А у Иоанна:
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19:17).
Кто нес?
Христос, Сын Человеческий и человек, который шел по своим делам, а потом пошел по Христову крестному делу.
Божий перст возложил самое тяжелое и самое неудобоносимое бремя, Крест, на плечи Сына Своего. И тех, кто послушается сына и возьмет свой крест.
А про тех, кто сам от креста уклоняется и только других нагружает… Да ладно, не будем про них. И такими, как они, не будем.