Божья форма правления (О молитве «Отче наш». Часть 3)

Есть разные формы государственного правления. Одни государства – республики (парламентские или президентские), другие – монархии (абсолютные или конституционные). Каждая форма имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Идеальных форм вроде как нет.

Но, когда мы молимся молитвой «Отче наш», мы молим Бога именно об идеальной форме правления: «Да приидет Царствие Твое…»(Мф. 6:10). Это такое Царствие, в котором на земле будет совершаться воля Божья, как она совершается на небесах («Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»). Правда, когда Христа спросили о Царствии Божьем, Он сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь, или: вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20, 21) Так что суть Царствия Божьего не внешние законы и порядки, а внутренние изменения – не какие-то учреждения и ведомства его установят, а «заведется» оно в гражданах этого Царствия. И это внутреннее гораздо надежнее, чем внешнее.

В 1954 году Уильям Голдинг написал роман «Повелитель мух» о том, как английские школьники, попавшие на необитаемый остров где-то на юге, установили на этом острове такие порядки, что читателю просто жутко становится. В конце романа герой рыдает «над тем, как темна человеческая душа». Воспитанные во второй половине XX века школьники становятся настоящими дикарями. «Внутрь их» была совсем не цивилизованность, а мрак греха.

Внешнее часто под давлением обстоятельств может рассыпаться в прах – и тогда на первый план выходит внутреннее. Поэтому очень важно, что у человека внутри, поэтому Царствие Божие не приходит «приметным образом». Нет, конечно же, порядки в будущем Царствии Божьем будут божеские, но не потому, что за их соблюдением кто-то будет следить и наказывать ведущих себя не по правилам, а потому, что все будет идти изнутри.

Главное в ответе Христа на вопрос фарисеев то, что Царствие Божие придет. Это будущая форма правления, альтернативы которой нет. Христос, отвечая на вопрос фарисеев, уточняет, как именно придет Царство, но не отрицает факта его грядущего пришествия. Напротив, Он факт этот констатирует.

И здесь встает вопрос: если Царство неизбежно, неотвратимо придет, что не зависит от нашей молитвы: «Да приидет Царствие Твое…»? Почему Христос учит нас просить, чтобы оно пришло?

Начнем c того, что слова молитвы «Отче наш» – это не магические формулы, не заклинания. Их нужно осмысливать, молиться ими от души, с пониманием произносимого. И при произнесении слов: «Да приидет Царствие Твое…» (а также и до их произнесения, и после) нужно желать, чтобы это Царство пришло. Оно придет, но нужно хотеть, чтобы оно пришло. И хотеть, чтобы пришло не «приметным образом», а «внутрь». То есть нужно не столько хотеть, чтобы внешние обстоятельства изменились в соответствии с волей Божьей, сколько, чтобы внутреннее наше состояние в соответствии с ней изменилось («Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам» (Л. Толстой)). А для этого нужно два условия.

Во-первых, нужно знать, как меняться. В плане занятия нужно указать, какая цель поставлена на это занятие, как должен измениться учащийся. Старшина Песков писал своей невесте: «Вот, Люба, к примеру, у вас на заводе работает инженер с высшим образованием и имеет в своем подчинении 10-12 человек. Он может приказать им что-нибудь только по работе, а после работы или во время выходного дня они ему  уже не подчиняются и могут делать, что хотят, как говорится, ты сам по себе, а я сам по себе. У нас такого положения быть не может. У меня в роте 97 красноармейцев и младшего комсостава. Я могу им в любое время отдать любое приказание, и они выполнят его беспрекословно, точно и в срок, согласно Уставу и воинской дисциплине, хотя я имею образование 5 кл.» (В. Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина).

Ну, насчет«беспрекословно» и «в срок» – другой разговор, но вот, если старшина Песков отдавал ясное и понятное приказание, оно, «согласно Уставу и воинской дисциплине», исполнялось точно. Для того, чтобы измениться, нужно знать, как изменяться. И нам говорится как. Например, «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»(2 Кор. 3:18). «…В тот же образ…»

И, во-вторых, нужно хотеть меняться. Молиться: «Да приидет Царствие Твое…» и не хотеть, чтобы оно было «внутрь» нас – нонсенс.  Это сотрясение воздуха. А зря воздух сотрясать – какая в этом молитва? Так что нужно искренне желать, чтобы «внутрь» нас установилась Божья, идеальная форма правления.