Во всех трех белорусских переводах Нового Завета, которые у меня есть, в тексте «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29) стоит слово: «памыляецеся» («ошибаетесь»).
В греческом оригинале (а вслед за ним в русском и KingJames’овском переводе): «planasthe», то есть именно «заблуждаетесь».
Что между «ошибаетесь» и «заблуждаетесь» есть большая разница, вряд ли кто-то будет спорить.
И речь сегодня у нас пойдет именно о заблуждениях, поэтому берем наш надежный Синодальный перевод. Берем и читаем:
«В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: «Учитель! Моисей сказал: «Если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? Ибо все имели ее». Иисус сказал им в ответ: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых». И, слыша, народ дивился учению Его». (Мф. 22:23-33).
Эту историю можно назвать «Анатомия заблуждения, или Три в одном». Если рассечь, как в анатомическом театре, заблуждение (а не ошибку) саддукеев, то в одном заблуждении увидится целых три.
Начнем. Ассистент, скальпель!
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
Заблуждение первое
Саддукеи заблуждались в конкретном вопросе. И вопрос этот был очень важный — жизнь после смерти.
Об этой жизни пишут книги, поют песни, рассказывают анекдоты. Книги, песни и анекдоты разные. Одни пишут, поют и шутят о том, КАК там будет, другие — о том, что там НИКАК не будет, а третьи — о том, что кто его знает, КАК там будет.
И любому ясно, что кто-то из пишущих, поющих и анекдотствующих обязательно заблуждается. Не может же такого быть, чтобы все были правы.
Нам, людям, верующим во Христа, ясно, что заблуждаются все, кто говорит, что там не будет НИКАК, все, кто рассказывает басни о рае без Христа, и все, кто гадает, как там будет, не принимая Христа в расчет вообще, или выдумывая то, чего Христос не говорил.
Саддукеи тоже придумали историю, которой просто не было. Трудно такое представить.
А вы знаете, что У?
Ну! Ну! Ну! Ну!
А вы знаете, что ПА?
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
А вы знаете, что ПЫ?
Еще двадцать,
Что у папы моего
Еще тридцать,
Было сорок сыновей?
Ну еще туда-сюда,
Было сорок здоровенных
А уж сорок,
И не двадцать,
Ровно сорок, —
И не тридцать, —
Это просто ерунда!
Ровно сорок сыновей!
(Д. Хармс)Еще два мужа, три мужа, чтоб умерло, ну еще туда-сюда, а уж семь, ровно семь, символическое, не случайное число, — это просто ерунда!
Эту ерунду саддукеи специально и придумали, чтобы всем было ясно на фоне ерунды, что и воскресение мертвых точно такая же ерунда. Не верили они в воскресение и «жизни будущего века не чаяли». Выставить на посмешище хотели веру и фарисеев, и Христа.
Но заблуждались. Потому что воскресение есть.
Ибо «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:20). Аминь.
Не верите? Спорим? Увидите.
Заблуждение второе
Если надрезать первый слой заблуждения, под ним обнаружится второй.
Христос надрезал тем самым скальпелем, который мы все часто держим в руках. Сказал Слово Божье про Слово Божье… И про силу Божью.
«Заблуждаетесь в вопросе жизни после смерти вы потому, — сказал Он, — что не знаете ни Писания, ни силы Божьей».
Кто на улицу жизни, где дуют ветры всяких учений (более или менее солидных или состряпанных на Малой Арнаутской), попал, не зная Писания и силы Божьей, — заблудился и пропал.
Вывод? Знать нужно Писание. А чтобы его знать, нужно читать.
Вывод? Знать нужно силу Божью. А чтобы ее знать, нужно ее принять, ей открыться, ее испытать, ей довериться.
Но незнанием Писания и силы Божьей почва была лишь удобрена. А что же за почва-то? Что там под вторым слоем? А там…
Заблуждение третье. Фигура третья, печальная.
Вообще-то они все печальные, эти три заблуждения. Но это, до которого мы докапываемся в сердцевинке (но которое, впрочем, лежит на поверхности) — «нет повести печальнее на свете». И как же тут можно согласиться с белорусскими и английскими переводами, которые утверждают, что саддукеи «ошибались»? Не ошибались они. Ошибается тот, кто ищет истину, но чего-то недопонимает, не замечает, до чего-то не доходит. А тот, кто придумывает идиотские басни про «волка и семеро козлят», жену и семерых братьев, не ошибается, а сознательно заблуждается.
Берите пример с Христа и на идиотские вопросы не отвечайте. Нормальный человек, в своем уме, со Своим Отцом, Своим Христом и Своим Духом Святым таких страшилок выдумывать не будет. Ему некогда. Ему нужно молиться, благовествовать, к проповеди готовиться, на работу ходить, детей спать ложить и 22-ю главу Матфея читать.
Саддукеи заблуждались, потому что хотели заблуждаться. Потому что не хотели идти ко Христу. Потому что как же это я, порядочный саддукей, подамся в другую «секцию»? Да, и в нашей теории не все так гладко, и нам можно баек на засыпку подбросить, но учение саддукеев верно. «В какой церкви человек крестился, в такой должен и умереть». «Сходить на служение в другую церковь — то же самое, что лечь в постель к чужому человеку».
Не хочу и думать, и рассуждать. «Лучше нашего барака в мире не было и нет». Потому что других бараков не знаю и знать не хочу.
Вот корень и ловушка всех заблуждений в истории человечества — сознательное отвержение истины, потому что она, эта истина, не в масть, не по шерсти.
Мы все знаем наизусть Ин. 3:16. А неплохо бы выучить и чуть дальше:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:16–21).
Так что можно заблуждаться, растя дикие волчьи ягоды на почве любви к родной, своей, фирменной тьме и удобряя их незнанием Писания и силы Божьей, а можно идти «к свету» («Я — свет миру») (Ин. 8:12, 9:15) и знать Писание, знать силу Божью.