Во всех играх одна из целей играющих – обмануть соперника. На тренировках футболисты, хоккеисты, гандболисты и баскетболисты отрабатывают обманные движения. В азартных играх есть такой ход, как «блеф», цель которого – обмануть соперника, убедив его, что у тебя карта лучше, чем на самом деле.
Обмануть соперника непросто – нужно владеть обманными движениями, уметь блефовать… А если соперник говорит: «Ах, обмануть меня не трудно! Я самообманываться рад!»(А. Пушкин. Признание) – шансов на победу у него практически нет. Это в игре. В жизни тоже, если человека обмануть не трудно, шансов на успех у него не очень много. Но часто мы обманываемся.
И обманываемся в очень важных вопросах. Например, известно, что Иисус Христос пришел спасти «людей Своих от грехов их»(Мф. 1:21). Но с грехами мы порой обманываемся. Как фараон.
С ним была такая история.
«И сказал Господь Моисею: «Завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: «Так говорит Господь, Бог Евреев: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, – вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне; итак пошли собрать стада твои и все, что есть у тебя в поле: на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут». Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы; а кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле. И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской. И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал; только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града» (Исх. 9:13-26).
И после этого фараон сказал кое-что о грехе. А именно: «На этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны» (Исх. 9:27).
Фараон считал, что он согрешил «на этот раз». Мы тоже обманываемся, когда считаем, что греховность – это поступок, что «на этот раз» можем согрешить, а на «тот» – сделать доброе дело. Нет, конечно, в один раз можно совершить дело злое, а в другой – не очень злое, но, когда в Библии говорится, что Иисус пришел спасти «людей Своих от грехов их»(Мф. 1:21), имеется в виду не «этот раз». Имеется в виду, что «все под грехом» (Рим. 3:9). ПОД грехом. «Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их»(Рим. 3:13-18).
Когда град закончился, «…фараон… продолжал грешить…» (Исх. 9:34). «Этот раз» продолжался.
Но из-под греха можно выйти. Один старинный персидский поэт написал:
«Где правда проступает сквозь туман,
Там терпит поражение обман…» (Абулькасим Фирдоуси )
И если принять проступающую сквозь туман правду, можно победить, не обманывая и не обманываясь. А правду, что согрешил ты не «на этот раз», а грешишь постоянно, принять нужно. Ибо только тогда Христос может спасти тебя от грехов твоих, только тогда сможешь ты повторить: «…Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас»(Рим. 8:37).