Повсеместно принято считать, что небесные тела, астероиды и созвездия, подчиняются законам физики (которая в отношении них называется астрофизикой), космохимии и астрономии. Это мнение обосновывается информацией, полученной из разных источников, достоверность которых не вызывает сомнений (наблюдения, спектральный анализ и т. д. и т. п.). Но есть другое мнение, в Библии.
В ней сказано, что Иисус учил нас молиться: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). Подразумевается, что на небе царит не астрофизика с космохимией, а воля Божья. Здесь нужно сразу же сказать, что речь идет о разных небесах. Те, о которых говорится в Библии, спектральным анализом никоим образом не исследуешь, не получится. Что же касается наблюдений, то даже те, кто побывал на этом, библейском, небе, ничего подробно о своем пребывании не говорят. Вот, например, что написал апостол Павел: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать»(2 Кор. 12:2-4).
Небо, на котором пребывает Бог, которое подчиняется не законам космохимии, а воле Божьей, населено ангелами. И, «как в ясный полдень небо бывает чистым, не затеняясь никаким облаком, так и природа Ангелов пребывает светлой и блистательной, не омрачаясь никакой похотью» (Святитель Иоанн Златоуст). По этой причине на небе, на котором пребывает Бог, полновластно царит воля Божья. Те ангелы, которые «омрачились похотью», извержены в ад: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней»(Ис. 14:12-15). А те, которые Богу остались верны, сохранили верность Ему и поныне. Потому на Божьем небе царит воля Божья.
Нам заповедано молиться, чтобы точно так же воля Божья царила и на земле. И, если вникнуть в аналогию с небом, Бог совершенно ничего не имеет против того, чтобы Его воля царила на земле. Все зависит не от Него, а от населения земли. Тем более, того населения, которое молится молитвой «Отче наш». «Молясь: «Да будет воля Твоя», просим, чтобы Отец наш небесный и дал нам уразумевать святую волю Его, – благую, угодную и совершенную (Рим.12:2), – и силами снабдил на совершение всего, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп.4:8), чтобы мы явились столь же совершенными на земле, сколь совершенны Ангелы Божии на небеси,«крепкие силою, всегда творящие волю Божию» (Пс.102:20–21)» (Собиратель. Святитель Феофан Затворник).
Поэтому в молитве «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10) должно обязательно присутствовать наше желание «уразумевать святую волю Его». Не совсем логично молиться, прося того, чего не понимаешь. Получается что-то в духе: «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Неплохо бы знать в общих чертах (в подробностях не обязательно и невозможно), «куда» и «что».
Но, когда знаешь, «куда» и «что», особенно остро понимаешь, что нет у тебя сил «на совершение» того, что нужно совершать. И потому, прося: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», нужно просить силы на то, чтобы эта воля в нас и через нас совершалась. Силу эту может дать только Бог.
И в прошении молитвы «Отче наш» «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» мы не столько призваны «уговаривать» Бога совершить Свою волю на земле, сколько просить для себя разумения этой воли и сил на ее исполнение. Вот такие законы, такая астрофизика Царства Божьего получается. И космохимия такая же.