Смысл наказания

«Поручик Лукаш был вне себя от злости, когда увидел, что бородач Балоун не донес его порцию, за которой и был собственно послан на полковую кухню. Как сказал Лукаш старшему писарю Ванеку:  «Когда у собаки отнимают кость, она огрызается». Наказание, придуманное поручиком, было суровым. Обжору Балоуна велено было привязать около полковой кухни, так чтобы он стоял на цыпочках и видел, как в котле кипит гуляш и оставить его там в течение двух часов, когда будут этот гуляш раздавать, а его порцию отдать другим»(Я.Гашек. Похождения бравого солдата Швейка).

Человек наказывает другого человека с основной целью, чтобы ему и другим неповадно было, чтобы оградить себя от повторения случившегося. Поручик Лукаш привязал Балоуна около полковой кухни, чтобы в следующий раз тот донес его порцию.

У Бога наказание имеет другую цель.

Бог наказал фараона казнями египетскими. За что? За то, что «сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь» (Исх. 7:13). «Их» – это Моисея и Аарона. А просили они, «чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей» (Исх. 7:2). Но фараон не отпустил – сердце ожесточилось, и он не послушал просьбы Моисея и Аарона. И тогда Бог наказал фараона первой казнью.

«И сказал Господь Моисею: «Упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ. Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою и скажи ему: «Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне»; но вот, ты доселе не послушался. Так говорит Господь: «Из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки. И сказал Господь Моисею: «Скажи Аарону: «Возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, – и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах» (Исх. 7:14-19).

«Из сего узнаешь, что Я Господь…»

Бог наказывает фараона, чтобы он узнал, что Он Бог, Господь над всем сущим. Фараон знал других, своих, египетских, богов, но Бог хотел, чтобы он узнал, что над всем сущим господствует Он. Над водой, в том числе. Бог хотел, чтобы фараон обратился к Нему. И для этого готов был пойти на крайние меры, одну из которых и представляла собой первая казнь, превращение воды в кровь.

«И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской» (Исх. 7:20, 21). И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь. И оборотился фараон, и пошел в дом свой; и сердце его не тронулось и сим. И стали копать все Египтяне около реки [чтобы найти] воду для питья, потому что не могли пить воды из реки. И исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку».

А еще Бог наказывал фараона, чтобы он все-таки исполнил Его волю и отпустил народ. Но «оборотился фараон, и пошел в дом свой; и сердце его не тронулось и сим».

Упрямство фараона, ожесточение сердца – к сожалению, то, в чем мы ему подражаем. Наказание получаем, но не исполняем воли Божьей. То есть «из сего» не узнаем, что Бог – Господь. А упрямство – черта нехорошая. Про упрямых написан стих с невеселым концом: «В этой речке утром рано утонули два барана» (С. Михалков. Бараны). Там в чем было дело?

«По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом».
И братья ни в какую не хотели пропустить друг друга.
«Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги!»

Не нужно бы нам упорствовать. Нужно признавать, что Бог – Господь, и делать то, к чему Он призывает.