Сын самого видного из жителей городка в штате Алабама, Эбенезера Дорсета, когда его похитители сели с ним ужинать, наряду с прочим, спросил: «Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются?» (О’Генри. Вождь краснокожих). Мы, конечно, знаем, что ветер не от этого дует, у нас другие понятия, основанные на школьном курсе географии. Но и сын Эбенезера Дорсета, и мы не без основания убеждены, что каждое явление имеет свою причину. И без причины ничего не бывает.
У того, что случилось после нашествия жаб с Египтом, тоже была причина. Бог сказал Моисею:
«Скажи Аарону: «Простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается [персть] мошками по всей земле Египетской» (Исх. 8:16).
Моисей Аарону сказал – Аарон сделал, что ему сказал через Моисея Бог.
«Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской»(Исх. 8:17).
«Персть», если непонятно, – это пыль, прах.
Как и раньше, волхвы фараона пытались повторить то, что сделал Аарон.
«Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли» (Исх. 8:18).
У них тоже были какие-то действия, какая-то «причина». Но последствий, которые были в случае удара Аарона, у них не получилось. Потому что Аарон не так просто ударил в персть, была причина этого удара – «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону…» (Исх. 8:16)
И волхвы признались фараону, что тут их чары бессильны.
«И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: «Это перст Божий» (Исх. 8:18, 19).
Конечно, они вряд ли имели в виду перст Творца неба и земли. Скорее всего, как считают некоторые толкователи, они видели в мошках перст языческих богов. Но, так или иначе, волхвы понимали и прямо сказали фараону, что здесь действуют иные причины, им неподвластные.
Люди признают, что не все можно объяснить естественными, природными причинами. Ветер никогда не дует потому, что деревья качаются, и порой дует не потому, что в одном месте воздух прогрет больше, а в другом меньше. Иногда он дует оттого, что так решил Бог.
У нас не в соответствии с учением диалектического материализма говорят: «Нешта такое ёсць» (Что-то такое есть, – бел.) И не только на Беларуси так говорят.
Но что же сделал фараон с тем, что ему сообщили волхвы?
«Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь» (Исх. 8:19).
Одно дело: говорить: «Нешта такое ёсць». Совершенно другое: слушаться того «такого», что есть. Фараон, например, не послушался. Многие наши современники тоже не слушаются. А «детям глупым, непослушным место лишь в чулане душном» (Песня пауков и Буратино. Ю. Энтин). Хуже того, им место там, где «…будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). И здесь не поживут (то жабы, то мошки), и там жизни не будет.
Поэтому нужно очень внимательно относиться к тому, в чем ты видишь перст Божий (или «нешта такое»). У Джорджа Оруэлла один герой говорит: «Смелость — это еще не всё. Преданность и послушание — вот что самое важное» (Д. Оруэлл. Скотный двор). Герой не очень симпатичный, но в этом случае он изрекает истину.
Если действительно мы имеем дело с перстом не человеческим, а Божьим, то важно не только признать, что это перст Божий, а и послушаться Того, Чей это перст. Фараон не послушался, не отпустил народ.
Кот у Евгения Шварца говаривал: «Разумный кот только с третьего раза слушается, таков наш обычай» (Е. Шварц. Два клена). У фараона обычай был другой: третья казнь его не побудила к послушанию, хотя волхвы ему ясно говорили, что он имеет дело не с кознями Моисея и Аарона, а с действием потусторонней силы. Урок нам здесь понятный: если перст Божий на что-то показывает, это нужно обязательно исполнять. Признавать, что это Бог показывает, мало. Нужно действовать в том направлении, в котором показывает Бог. Иначе мошки… А некоторые считают, что здесь о вшах говорится. Что лучше – педикулез или послушание? Оно, конечно, не хочется народ отпускать, врагам прощать или еще что делать, но мошки (или вши) – ну их! А ведь это лишь третья казнь. Из десяти.