Человек способен на великие дела. Это известно из истории человечества. Правда, дела бывают разные: кто большое благодеяние может сделать, а кто – великую подлость. Но большое и великое люди творят, и примеров этому предостаточно. «Кто не способен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы», – сказал Люк де Клапье де Вовенарг. Но большинству людей презрение к великим замыслам не свойственно. Они мечтают о великих свершениях. «Вот, если б то, если б это, если б пятое, если б десятое… я бы такое сделал!» Мечтают сделать такое многие, делают немногие. Но все же делают.
В Библии такое люди тоже делали. Но такое делится на два вида: когда его повелел сделать Бог и когда оно было сделано по хотению человеческому.
Когда Моисей и Аарон собирались второй раз идти к фараону, «…сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: «Если фараон скажет вам: «Сделайте чудо», то ты скажи Аарону: «Возьми жезл твой и брось пред фараоном» – он сделается змеем» (Исх. 7:8, 9).
«Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями…» (Исх. 7:10-12).
С одной стороны было чудо Божье, с другой – чары. Но результат был почти аналогичный.
Мы, конечно, жезлы не бросаем, у нас и жезлов никаких нету (разве палочки у некоторых). Но делаем мы дела по Божьему велению и по своему хотению, что похоже на противостояние Моисея с Аароном и волхвов египетских. Один проповедует в своей церкви и решает текущие вопросы, потому что так повелел ему Бог, а другой тоже проповедует и решает, но кроме того строит и организовывает, потому что так хочет. Ну, если стройка идет, разница с первым случаем видна сразу, а вот в проповедовании и душепопечении получается «…сделали то же…» – разница не заметна. Один делает доброе дело, потому что сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»(Мф. 22:39), другой – потому что «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит слідкую конфету». И вроде получается одно и то же…
Хотя «…Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7) и видит, где исполнение заповеди «возлюби», а где желание, чтобы тебя хвалили. Поэтому результат может на вид быть почти аналогичным, но по сути будет прямо противоположным.
В противостоянии Божьего чуда и чар волхвов египетских результат тоже был почти аналогичным, но полной аналогии все-таки не было: «И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы»(Исх. 7:11, 12).
Божье чудо оказалось сильнее чар, хотя они вроде были «на уровне».
Дело, сделанное по Божьему велению, может тоже оказатися сильнее, чем дело, сделанное по человеческому хотению. Всегда? Сначала, возможно, нет. Но в конечном счёте обязательно окажется сильнее. И не нужно успокаиваться тем, что сделано «то же».
Вот как сказал один человек: «Самодостаточность – враг спасения. Если вы всем удовлетворены, вам Бог не нужен. Если вам Бог не нужен, вы Его не ищете. А если не ищете, не найдёте» (Уильям Николсон. Неизвестность).
И делать дела по человеческому хотению, пусть даже самые впечатляющие дела, это ненадолго. Не навсегда. Причина дела обнаружится. Сделано ли оно во исполнение заповеди или ради похвалы человеческой – станет ясно: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:12-15).
Так что стоит делать дела по Божьему велению, а не по своему хотению.