«Миссионер на стадионе всем Новый Завет подарил и сказал, чтобы уверовавшие в церковь ходить начали. Почитал я Новый Завет и понял, что обязательно нужно в церковь ходить, прав был проповедник. В ближайшее воскресение пошел я в православную церковь. Рано пришел, еще служба не началась. Походил по церкви, иконы осмотрел, алтарь — красота, благолепие, сердце радуется. Чувствую — есть Бог в этой церкви. Служба началась. Стою, слушаю. Ничего не понимаю. Что хор поет? О чем священник говорит? Что по Книге читает? Спросил верующих — одни говорят: молчи, не мешай. Другие и сами ничего не понимают.
Стою дальше, пытаюсь понять, только чувствую, что все больше не о словах звучащих думаю, а о ногах и спине. Не очень они молодые, устали, болят, ноют, но до конца достоял. Пошел свечку купил, поставил перед Николаем Угодником. Смотрю на икону, любуюсь, молюсь. Ноги и спина ныть перестали. Только слышу сзади кто-то говорит: “И ходют, и ходют, грязь носют. Им что, а я тут убирай за ними. И чего ходют — сами не знают”. Обернулся, старушка в черном халате со шваброй за мной стоит, пол подметает. Это она, значит, про меня говорит. Обидно стало. Гонят меня, значит, верующие. Не нужен я им, только грязь ношу. Ладно» («Мирт», №1, 2000).
В церковь “носят грязь” разные люди. Вот зашел фарисей помолиться, погладить себя по разумной головочке, мытарь забежал – не для того, чтобы себя гладить гладкими молитвами, а чтобы вывернуть гадкую, противную мытарскую душу: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
Но было такое, что в церковь (или в храм Божий) зашел Человек, Который был Сам Бог.
И тут такое было!..
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12, 13).
Так кого и где гонял Иисус?
Тех, кто продавал и покупал в храме. Продавали там жертвенных животных. Их можно было купить и не в храме, но жертвенное животное должно было быть без пороков. И были поставлены специальные контролеры, чтобы отбраковывать животных, не отвечающих предъявляемым к ним требованиям. Те животные, которых покупали в храме, конечно же, этим требованиям не могли не соответствовать. Правда, стоили они в несколько раз дороже, чем вне храма, но чего ж вы хотели? Выбирайте сами, что лучше – купить дешевле и не знать, что делать с забракованным козлом или волом, или заплатить больше, но точно знать, что совесть свою очистишь, будешь, как люди?
Были так называемые «Базары Анны» – ряды в собственности этой первосвященнической семьи. То есть бизнес такой.
Причем, заметьте, что Христос выгнал и тех, кто продавал, и тех, кто покупал. Почему «под нож» пошли те, кто покупал, у кого не было другого выхода, чуть попозже.
Меновщиков. Как раз перед Пасхой все израильтяне должны были заплатить храмовый налог. Его можно было, опять же, заплатить в любом месте Израиля, но с определенного срока – только в храме, и к тому же, в определенной валюте.
Валютчики, конечно же, брали за обмен валюты процент. Говорят, 1/6 от суммы. Не все эти деньги шли им в карман (отчисления на ремонт дорог, пополнение казны храма). И библейские словари сомневаются, по какой причине рассердился на валютчиков Иисус. Но вот Баркли, например, пишет: «Не приходится сомневаться, что меновщики на этом наживались». Ну конечно же, наживались – как иначе?
Дальше Баркли пишет: «И в этом, однако, нельзя сразу видеть злоупотребление. Должно быть, там было много честных и приличных торговцев. Но это злоупотребление могло быстро пустить свои корни… Существовала большая опасность бесстыдной эксплуатации бедных и скромных паломников – и эта эксплуатация вызывала гнев Иисуса».
Несогласен я тут.
Неужели Иисус свил бич и стал им крестить всех – и правого, и виноватого – только для профилактики правонарушений? Он что, в школе милиции учился? И к тому же, Он, вы помните, выгонял и покупающих – и эксплуататоров, и эксплуатируемых. Христос спасает не расы и не классы, Он спасает всех людей.
А почему Он всех бичом крестил и столы переворачивал, Он же Сам и говорит:
«Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13).
Что такое молитва, кроме того, что это разговор с Богом (часто без слов)?
Лк. 2:36, 37 — служение Богу.
Богочеловек, зайдя в храм, запрещает в храме Отца Своего служение самому себе (а тут многие служили себе) и приравнивает служение себе к разбою (ст. 207 УК РБ).
Служение себе в храме Божьем категорически запрещается. А храм Божий – это мы.
Запрещается служить своему имени, возвеличивать себя, гладить по головке, запрещается служить своей церкви (имеется в виду как организации, служить людям – можно и нужно), запрещается использовать служебное положение в личных корыстных интересах – священникам наживаться на церкви, казначеям запускать лапу в казну, строителям молитвенного дома тащить со стройки кирпичики на свой дом.
В храме разрешается только служение Богу.
Про одно, самое главное, служение уже было сказано – это молитва.
Вот вам еще варианты:
«И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» (Мф. 21:14).
Разрешается в храме приступать к Богу слепым и хромым, пьяницам и блудницам (от здоровых новозаветный храм утекает как сквозь пальцы) со своими болячками и костылями. И это тоже молитва (при условии, что мы все-таки не себе служим).
«Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «Осанна Сыну Давидову!» – вознегодовали и сказали Ему: «Слышишь ли, что они говорят?» Иисус же говорит им: «Да! Разве вы никогда не читали: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21:15, 16)
Разрешается восклицать: «Осанна Сыну Давидову!» («Осанна» – это и хвала, и «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»)
Все, что на рынке, должно помогать продающим и покупающим.
Все, что в ванной, должно помогать приводить себя в порядок.
Все, что в спальне, должно помогать засыпать, спать и просыпаться.
Все, что в храме, должно помогать молиться, подводить к молитве, учить молиться.
А то оставит Иисус то, что мы считаем храмом, а на самом деле что есть вертеп разбойников, и пойдёт в Вифанию, где будут молиться Марии и Марфы и воскресать Лазари.