Терять что-то всегда неприятно. Но бывают разные потери: иногда теряешь то, без чего можно обойтись, иногда то, без чего будет очень туго – другая жизнь у тебя начнется без этого. Нет, и то, и другое расстраивает, но потерять ручку – это одно, а, скажем, кошелек или паспорт – совсем другое.
А люди теряют и ручки, и кошельки, и паспорта. По официальной статистике бюро находок немецкого города Мюнхен, в 2006 г. в бюро поступило около 13 000 ключей, 5 000 сумок и рюкзаков, 3 500 предметов одежды, 3 000 кошельков, 1 600 мобильных телефонов, около 1 500 ювелирных изделий и часов. И Мюнхен здесь не исключение. Мы вон сегодня в Минске думали, что зонт кое-где оставили. Но не плачьте, не оставили, забрали.
А кроме просто потерь бывают еще потери в виде краж. У одного моего товарища украли из рюкзака iPad. Он после этого спрашивал продавцов: «А есть у вас рюкзак с системой защиты от краж в метро?» Но на него «смотрели широко открытыми глазами, словно [он] спрашивал что-то неприличное…» Но он искал. И нашел «рюкзак своей мечты», из которого что-то «подтырить» весьма проблематично.
И, конечно же, замки и «рюкзаки мечты» нам нужны для защиты и охраны не ручек, а айпэдов и других ценных для нас вещей, того, что для нас дорого.
Для египтян в ветхозаветные времена дорог был скот. Не только для египтян он был дорог, конечно, но для них тоже.
Но Бог велел Моисею сказать фараону, что со скотом может случиться беда.
«И сказал Господь Моисею: «Пойди к фараону и скажи ему: «Так говорит Господь, Бог Евреев: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего» (Исх. 9:1-4).
И беда со скотом случилась. «И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего»(Исх. 9:6).
Скот был очень дорог для египтян, и потому моровая язва для них была наисерьезнейшей неприятностью. Но здесь важно понять, почему египетский скот постигла эта неприятность.
Когда Бог повелел Моисею пойти к фараону, Он велел передать повелителю Египта такие слова: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем…» (Исх. 9:1-3)
Конечно, когда теряются вещи (пусть даже ручки или булавки), это неприятно. Но, кроме объявлений о пропаже вещей, бывают еще объявления (или заявления в милицию) о пропаже людей. Это намного неприятнее, согласитесь. У Жюля Верна сказано, например: «…Это тот самый Грант. В тысяча восемьсотшестьдесят первом году он отплыл из Глазго на «Британии», и с тех пор онем ничего не слышно» (Ж. Верн. Дети капитана Гранта).
И когда потерянные люди находятся, это большая радость для их близких.
С Грантом было так:
«В одно мгновение шлюпка была спущена. Дети капитана Гранта, Гленарван, Джон Манглс, Паганель быстро спустились в нее, и она стремительно понеслась вперед под бешеными ударами весел шести матросов.
В десяти туазах от берега Мери издала душераздирающий крик:
– Отец!
На берегу рядом с двумя другими мужчинами стоял высокий, крепко сложенный человек. Его выразительное лицо, доброе и мужественное, было похоже одновременно и на лицо дочери и на лицо сына. Несомненно, это был тот самый человек, которого так часто описывали Мери и Роберт. Их сердца не обманули их – то был их отец, то был капитан Грант.
Капитан услышал крик Мери, протянул к ней руки и упал на песок, словно сражённый молнией» (Ж. Верн. Дети капитана Гранта).
С блудным сыном было так:
«Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, ПРОПАДАЛ И НАШЕЛСЯ»(Лк. 15:22-24).
Мы расстраиваемся, когда у нас теряются ручки или айпэды, когда вымирает наш скот. Бог тоже расстраивается, когда у Него теряются люди. А фараон потерялся, не захотел отпустить израильтян. И Бог наказал его потерей дорогого для него скота. Так что нам бы послушнее быть, чем фараону – отпускать, кого нужно, и вообще делать все, что нужно от нас Богу.