Очередное прошение молитвы «Отче наш» «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6:11) необычно тем, что в нем весьма неясно значение одного слова. Слово (‘epiousion‘) не встречается нигде больше (кроме Лк. 11:3) в тексте Библии и, более того, вообще ни где, ни в каких источниках не встречается. Это так называемый в языковедении «гапакс» — слово, встретившееся только один раз, и потому значение его может быть определено довольно условно. Русское слово «насущный» пришло к нам из старославянского языка, в котором возникло в результате буквального перевода греческого слова оригинала ( – «на», – «сущный»).
Неясность значения этого слова привела к тому, что существует три версии его смысла. Первая, наиболее привычная нам, – «хлеб на день». Ее держались Златоуст, Григорий Нисский, Василий Великий, Феофилакт, Евфимий Зигабен. Вторая – «будущий хлеб, хлеб наступающего дня». Третья – «хлеб наДсущный, super-substantialis». Аллегорически это слово толковали Тертуллиан, Киприан, Кирилл Иерусалимский, Афанасий, Исидор Пилусиот, Иероним, Амвросий, Августин. И, склоняясь к одной из трех версий, люди держали в уме и другие: «Этот хлеб, который по-гречески назван epiousion, может быть насущным, но может быть также хлебом сверхприродным» (Митрополит Сурожский Антоний).
Но, если значение какого-то слова не очень ясно, можно (и нужно) обращать особое внимание на слова, которые стоят рядом и, в отличие от неясного, совершенно ясны. Самое рядом стоящее в Молитве Господней слово «хлеб». И слово это очень важное. Это Винни-Пух мог сказать в ответ на вопрос: «Тебе чего намазать – меду или сгущенного молока?» «А хлеба можно вообще не давать!» (А. Милн. Винни Пух и Все-Все-Все). Мы понимаем, что «хлеб – всему голова», будь он насущный или наДсущный, что без него никуда. Когда люди хотели насущного, съедобного хлеба, Иисус им сказал о наДсущном: «На это сказали Ему: «Господи! Подавай нам всегда такой хлеб». Иисус же сказал им: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:34, 35). Христос может подавать и тот, и другой хлеб – какой нужно для жизни, такой и подаст. Бог есть Податель жизни. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Так что вполне логично, как бы ты ни понимал слово , обращаться к Богу с просьбой «Хлеб наш насущный дай нам на сей день».
В прошении оговаривается: «…На сей день». Просьба могла бы быть и иной. К примеру, «Подавай нам ВСЕГДА такой хлеб». Но Иисус учит нас молиться не о «всегда», а о конкретном дне, о дне «сем». Чуть дальше Он говорит: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф. 6:34).
Соответствие каждодневного прошения о хлебе логике Христа подмечали многие: «Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: «Дай нам на сей день», чтобы нам не сокрушать себя заботою о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем?» (Свт. Иоанн Златоуст)
«Сокрушать себя заботою о наступающем дне», действительно, неправильно. А вот надеяться на попечение Божье в дне «сем» – правильно. Это полностью согласно с волей Божьей. И просить хлеба (и насущного, и наДсущного) на день, в котором живешь, у Того, Кто может и тот, и другой хлеб дать, тоже с ней полностью согласно.
И Бога, Подателя жизни и всякого хлеба, для нее необходимого, нам нужно славить. И благодарить нужно за то, что Он посылает «на сей день» хлеб, который нам необходим. И молиться прошением молитвы «Отче наш»: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», надеясь и веря, что Он пошлет тот хлеб, который нам необходим, хоть мы даже не знаем греческого и не подозреваем о тайне слова . Ни без насущного, ни без наДсущного хлеба Бог нас не оставит – в это нужно верить. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32).