Слова «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12) произносятся каждый день многими людьми. Но не всеми они произносятся с пониманием их смысла. Некоторые говорят эти слова, но не считают, что они Богу что-то должны. Нет, они вам расскажут про оправдание и могут даже сказать: «Я негодяй» и спеть «О, я грешник бедный, правда, я таков», но в душе себя должниками перед Богом не считают.
В душе себя должником перед кем-то считают немногие. Сказать: «Прости» (простите), понимая смысл говоримого, не так легко.
На днях довелось пойти рано утром в поликлинику: чтобы взять талончик к окулисту, нужно было в полседьмого занять очередь в регистратуру. Встали мы с женой в 5.45 и пошли по морозцу. Сформировалась приличная очередь в регистратуру. И тут вошла в поликлинику женщина и пристроилась в начало очереди, что вызвало естественное недовольство собравшихся. Возник обмен нелицепрятными мнениями, в ходе котрого женщина задала странный вопрос: «А вы все здесь чего стоите?»
В том-то и загвоздка, что стояли мы не по своему хотению, а по воле обстоятельств. Обычно мы без пятнадцати шесть не встаем и по морозу (на котором руки даже в перчатках мерзли) не идем.
Но сказать: «Простите, что я встала позже, чем нужно было» очень трудно. Для некоторых проще сразу пойти «буром», несмотря на возможные последующие конфликты.
Но свои долги при всех сложившихся обстоятельствах нужно все-таки признавать. «Бур» в Библии не поддерживается, а очень даже осуждается. В перечне отрицательных качеств человеческих говорится: «…Горды, изобретательны на зло…» (Рим. 1:30) и так далее. Гордыня, то есть неимение за что просить прощения, осуждается очень строго: «Посему так сказал Господь Бог: «За то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его, – за то Я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним, как надобно; за беззаконие его Я отверг его» (Иез. 30:10, 11).И у Бога мы все в должниках и очень многое должны. И за сотворение свое должны, и за поддержание жизни, и за грехи свои: «…Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). «…Ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46).
И рассчитаться со своими долгами Богу нам невозможно. Потому и остается просить Его и надеяться на Его милость.
Дальше в молитве сказано: «…Как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Не будем вникать в вопрос, соразмерно ли Божье прощение нас с нашим прощением других людей, зависит ли Божье прощение от нашего. Подчеркнем лишь, что они стоят рядом, что нет прощения нас Богом без прощения нами людей. Как бы там ни было, если мы не прощаем должникам нашим, это не нормально. Совсем не пример нам дает Христос, говоря о поведении раба, которому было прощено десять тысяч талантов:«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что должен» (Мф. 18:28). А Павел дает заповедь: «…Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).
Да, простить другого очень трудно, если ты встал в 5.45 и шел по морозу, а он лезет «буром». Однажды мне одна верующая девушка лет восьмидесяти сказала: «Я ее никогда не прощу». Отношения между этой девушкой и тем, кого она никогда не простит, и правда, непростые. Но Павел заповедует нам прощать всех, и тех, с кем отношения у нас непростые, в том числе. У раба, которому было прощено десять тысяч талантов, с должниками тоже были отношения не очень простые. У очереди в регистратуру, в которую «буром» лезла женщина, отношение к ней тоже было непростое. Но говорить, что мы кого-то никогда не простим, а потом молиться: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» несколько нелогично. Так что будем все-таки прощать.