В жизни часто бывает необходимость разобраться, «кто в хате хозяин». Вот придешь ты на свое место, а там другой. Спросишь его: «Эй ты! Зачем мои вещи выбросил?» И важно будет, как аргументирует выбрасывание твоих вещей новый хозяин твоего места. Если он скажет: «Ты.. это… Ты того…» – это одно, а если скажет: «И пусть канает отсюда, а то я ему рога поотшибаю, пасть порву, моргалы выколю! Всю жизнь работать на лекарства будешь, сарделька, сосиска, редиска, Навуходоносор, петух гамбургский!» («Джентльмены удачи») – это совсем другое.
Но сказать можно разное. Право на что-то определяется не только тем, что кто-то скажет. Право определяется тем, чем оно подкрепляется.
Молитва «Отче наш» заканчивается словами, по поводу которых есть два мнения. Одно: что этих слов в первоначальном тексте Евангелия не было и, значит, Христос их не говорил, второе, соответственно, что они в первоначальном тексте были и Христос их говорил. Слова эти: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6:13). Но, как бы там ни было, говорил ли эти слова Христос или их добавили позднее, без них «Отче наш» не произносится (на русском языке они есть– на некоторых, и очень многих, языках их в молитве нет). И нам, молящимся по-русски, нужно понимать, в чем же смысл этих слов (как, конечно, и прочих слов этой молитвы).
А смысл их в том, что Бог хозяин в мире, вовеки хозяин.
Сначала говорится, что Его есть Царство, то есть Он есть Царь, Властелин во всем мироздании. Как поется в одной песне: «Ты всеблагой наш Бог и Царь, Ты жизнь даёшь всем существам. И вся к Тебе взывает тварь: дай хлеб насущный ныне нам!»
Потом сказано, что Его есть сила, то есть право на власть подтверждается фактическими деяниями Божьими. Ну а потом говорится, что Его есть слава. «Ибо написано: «Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога» (Рим. 14:11).
Какими ни считать эти слова, изначальными или позже добавленными, без веры в то, что Божье Царство, сила и слава вечны, молитва «Отче наш» не имеет смысла. Святить имя Божье, верить в пришествие Царствия Его и воцарение воли Его и на земле, как на небе, в получение хлеба насущного, прощение долгов и избавление от лукавого, можно только при вере в вечность Божьего Царства и силы. И логическим следствием такой веры будет слава Богу.
Верить в последние слова молитвы нужно обязательно, иначе предыдущими словами можно и не молиться. И, если подойти с другой стороны, молиться только последними словами тоже не очень-то логично: если верить в вечность Божьего Царства и силы, то, как раз и нужно святить имя Божье, верить, что придет Царствие Его и на земле, как на небе, будет воля Его, что Он пошлет хлеб наш насущный нам на сей день, и простит нам долги наши, и избавит нас от лукавого.
А в конце молитвы «Отче наш» идет слово «Аминь». Мы привыкли считать, что это просто слово типа индейского «Хао, я все сказал» или театрального «занавес». Но смысл этого слова не просто «я все сказал, я заканчиваю». На арамейском, языке, на котором говорили евреи во время Иисуса Христа, оно значит «правда». На греческом, языке, на котором был написан Новый Завет, оно значит «да будет так», «истинно». «Если точку ставит неумелая рука, – может получиться запятая» (Е.Багашов). Но в молитве «Отче наш» точку ставила самая умелая рука из всех. И в ней это не просто слово, а «конец – делу венец». И, молясь молитвой «Отче наш», мы должны произносить «аминь» не в смысле «все, помолился», а именно что в смысле «да будет так». Ибо «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). А то наши «амини» без веры в сказанное до них слишком уж нехорошо смотрятся. А это ж все-таки «Отче наш», молитва Господня, так что без веры ее произносить просто нелогично и неприлично.