Если предыдущие стихи из Евангелия от Матфея (Мф. 22:1-14) вряд ли известны простому человеку в наших краях, то слова, о которых сегодня пойдет речь, известны, пожалуй, практически каждому.
Ибо будут процитированы слова: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Можно даже услышать прибаутки: «Кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево».
Прибаутки услышать можно. Слово Божье, как и любую другую более-менее известную книгу («12 стульев» или «Гамлета»), очень любят делать цитатником, распускать на прибаутки. Прибаутки услышать можно. Плач по себе и грехам своим, слова покаяния… редко услышишь. Даже в церкви. У всех все хорошо. Почешем Словом Божьим пятки и поспим. А потом поужинаем.
А слова про кесаря и кесарево – слова страшно серьезные, сказанные в драматичной ситуации. Слова эти полны неземной мудрости, человеку их никогда бы не сказать, и для нас и сами эти слова, и эпизод, с ними связанный, тоже могут сказать что-то очень-очень серьезное… Если мы захотим услышать.
драматичная ситуация
«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах» (Мф. 22:15).
Цель – погубить Сына Божьего. Даже человека погубить – не шутки. А Богочеловека – и подавно.
Обратите внимание, на чем хотели подловить фарисеи Христа. «На слове».
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36, 37).
Помним ли мы о силе слов и о том, что ими себе выносим приговор – оправдание и осуждение?
Фарисеи, готовя дьявольскую ловушку, начинают с чистейшей истины:
«Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице» (Мф. 22:16)
А потом идет ловушка: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?»
Скажет давать – можно сказать: «Так он за оккупантов, против народа Божьего»,
Скажет не давать – так на этот случай там были «иродиане», которые моментально бы донесли Ироду, а это то же самое, что кесарю.
Но человеческие ловушки страшны для человеков – Сын Божий эту ловушку видит и по-божески ее обходит (человеку такого бы никогда не сказать): «Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: «Чье это изображение и надпись?» Говорят Ему: «Кесаревы». Тогда говорит им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:19-21).
Если Бог что-то скажет, то «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19)
И тут можно удивляться, а можно и не очень. Как же могло быть иначе? Мудрости Божьей удивляться можно, но тому, что Христос перехитрил хитрых… вряд ли нужно. Ничем другим человеческие хитрости кончиться просто не могут.
И о том, что кесарю отдавать нужно кесарево, а Богу – Богово, я тоже много говорить не буду. Просто читайте Библию и молитесь, если что-то непонятно…
Главное для меня сегодня в этом отрывке то, что цитируют редко, самые важные слова – те, которые на прибаутки что-то не ложатся. Главное – та истина, с которой фарисеи начали свою дьявольскую игру с Богом.
«Мы знаем, что Ты справедлив…» – Знаем?
«…И не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице…»– Знаем?
«…И истинно пути Божию учишь…» – А это знаем?
Так откуда ж тогда наши причитания по причине того, что мы не знаем воли Божьей? Почему же мы тогда жалуемся, что хотим, но не можем найти этот путь Божий?
Христос перед тем, как ответить ученикам фарисейским, показывает им, что перед Ним нет смысла что-то прятать, Он все видит – и правду, и ложь.
«Что искушаете Меня, лицемеры?» (Мф. 22:18)
Если вы правда хотите найти Божий путь и правда верите, что Христос этому пути учит истинно, если нет сомнений, что Христова воля справедливая и Он никому не пытается угодить, какие проблемы?
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9).
Про Духа Святого тут речь. А Дух Святой – это живой Бог, живой Компас, который всегда безошибочно будет наставлять вас на тот самый путь Божий, которому истинно учит Христос.
Будем этот путь искать – Бог гарантирует, что не только его покажет, но и даст живой Компас, который ВСЕГДА (!!!) покажет наименьшее отклонение от правильного курса.
Мы же все хитрим, все прикидываемся, что очень хотим угодить и кесарю, и Богу.
Да бросьте вы! Никакому кесарю мы угодить не хотим. Кесарь нам нужен такой, чтобы НАМ было хорошо. СЕБЕ мы хотим угодить.
И Богу мы Божьего отдавать не хотим. Потому что тогда придется отдавать Богу самих себя.
«Как вам удалось перестать злиться на Бога за то, что Он послал вам такое горе?» Она очень удивилась и ответила: «Я на Бога и не думала злиться». Тогда ей говорят: «Понятно-понятно. Но мы здесь люди свои, так что можете сказать честно, как все было на самом деле». И тогда она им объяснила: «Понимаете, мы с Нейтом себя отдали Господу за много лет до того, как все это случилось. Если бы Бог дал мне право выбирать, чего я хочу, я бы, конечно, такой судьбы себе не выбрала, но потому-то мы и признали Христа своим Господом, что знали: Он распорядится нашими жизнями лучше всего. И раз Бог решил так, я Его волю принимаю. А как иначе?». (“Бог силу даст”. “Ветви” № 79.)
Так что же вы искушаете Христа, лицемеры? Что вы врете, что не можете Божью волю найти? Вы ее искали?
«Ищите, и найдете».
И не сделайте сегодня того, что сделали, выслушав слова Христа, ученики фарисеев (те, кто вроде бы был за Бога) и иродиане (те, кто за кесаря):
«Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:22).