Кого нужно поучать?

Когда Артемон отвел Буратино в чулан и тот увидел весь дискомфорт тамошней обстановки, в окне показалась Мальвина и спросила: «Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь?» (фильм «Приключения Буратино»), Буратино на это ответил: «Очень мне надо раскаиваться! Ждите!»
Мальвина ожидала, что Буратино раскается в том, что он сунул в чернильницу свой нос и с носа на бумагу упала чернильная клякса. Но у Буратино на это был свой взгляд, Мальвининому не соответствоваший: «Ребенок, может быть, еще азбуку не освоил, – а ему уже под нос чернильницу суют. Воспитатели!..»

А когда неприятные на вид пауки запели свою песню про то, что «детям глупым, непослушным место лишь в чулане душном», Буратино им ответил: «Поучайте лучше ваших паучат!»

И мы порой с твердой убежденностью подпеваем Буратино: «Надоело! Поучают, поучают!»

Поучать мастаков вокруг хватает. И без Мальвины и пауков.

И апостол Павел задает желающим поучать прямой и незамысловатый вопрос: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21) А чуть раньше дает на него ответ: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого…]»(Рим. 2:1) И объясняет, почему всякий человек, судящий другого, неизвинителен: «…Ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же» (Рим. 2:1).

«То же» означает перечисленное выше: «неправду, блуд, лукавство, корыстолюбие, злобу… зависть, убийство, распри, обман, злонравие, злоречие, клевету, богоненавистничество, обиды другим, самохвальство, гордыню, изобретательность на зло, непослушание родителям, безрассудство, вероломство, отсутствие любви, непримиримость, отсутствие милости»(Рим. 1:29-31).

Мы в себе таких недостатков не видим. Зато очень хорошо видим их в других. А потом вдруг выясняется, что какой-то служитель впал в блуд или запой. Что многие наши соседи по церковным скамьям корыстолюбивы, завистливы, хвалят себя и обижают других, даже не «выясняется», потому что это и так видно за версту. Но это для нас не важно. Мы убеждены, что «плохиши» не мы, а те, кто с нами на одной лавке не сидит. Поэтому мы и учим другого, а не себя самого.

Мы привыкли судить «…по наружности…», по «…плоти…» (Рим. 2:28) – сидишь ты в церкви или нет, молишься в церкви и «на углах улиц» (Мф. 6:5) или не молишься (причем, молитва нами понимается как произнесение вслух слов). А Павел предлагает судить по внутреннему состоянию, по сердцу, по духу (Рим. 2:29). Точнее, предлагает вообще никого не судить, потому что совершенно нелогично, «судя [другого]» (Рим. 2:1), делать то же, за что его судишь.

«Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?», – спрашивает Павел (Рим. 2:3). И в вопросе этом есть слово «неужели», что означает: «Увы! Не избежишь».

Бог «воздаст каждому по делам его»(Рим. 2:6). Это совсем не значит, что есть «хорошие», которые по своим делам заслуживают вознаграждения от Бога. Таких на свете нету, Но это значит, что «вера без дел мертва»(Иак. 2:20). Дальше в Послании к римлянам об этом будет сказано подробно. А пока Павел обрисовывает в общих чертах две перспективы. «Воздаст по делам» означает: «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» (Рим. 2:7, 8). Нам в сердце, конечно, не заглянуть, но «что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?»(Иак. 2:14-16)

Так что учить других нам учиться не нужно, это мы умеем. Нам бы учиться учить себя. И именно это можно (и нужно) делать, читая дальше Послание к римлянам. Апостол Павел хочет «преподать… некое дарование духовное к утверждению [н]ашему» (Рим. 1:11). Лично мне это утверждение нужно. А вам?